Псалмы


Псалмы
(греч. psalom - игра на струнном музыкальном инструменте псалтерионе или псалме)
   древний жанр религиозной поэзии, позволяющий человеку посредством песнопения обращаться к Богу с выражением своих чувств и словами восхваления, благодарности, прошения, моления, сетования, жалобы и т. д. К псалмам относят те песни, которые сочинил царь Давид (1011- 971 гг. до Р. X.) Однако, Давиду приписывают и те псалмы, которые возникли позднее. Все вместе они составили содержание ветхозаветной книги Псалтири, чье древнееврейское название «Техилим» переводится как «Хваления». Псалмы предназначены как для уединенных молитв, так и для культовых служений. В их содержании присутствуют глубокие богословские, философские, экзистенциальные размышления о тайнах бытия, мудрые этические сентенции, утешительные нравоучительные рассуждения, тонкие психологические переживания и наблюдения, а также чистосердечные раскаяния, покаянные молитвы сокрушенного человеческого сердца, страдающего и плачущего о своих падениях и просящего у Бога милости, прощения и заступничества. Псалмопевец поет:
   «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною...Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня... Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 3-19).
   Главное в псалмах - это вера в неиссякаемую милость Творца, в то, что Он не оставит того, кто любит Его. Псалмы пронизаны чувствами благодарности Богу за все, что Он ниспосылает людям. В псалмах, как утверждал Афанасий Великий, «измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение, все движения его помыслов». Многие богословы рассматривали псалмы как поэтическую квинтэссенцию важнейших библейских осн овоположен и й.
   В Древней Руси псалмы появились переведенными на церковно-славянский язык Кириллом и Мефодием. Они использовались не только в храмовых литургиях, но и служили домашним чтением, а также пособием по обучению грамоте. Об их популярности свидетельствует тот факт, что цитаты из разных псалмов часто встречаются в древнерусских сочинениях - «Слове о Законен Благодати»митрополита Иллариона, «Повести временных лет», «Поучении» Владимира Мономаха, трудах Кирилла Туровского и др.
   Псалмы оказали влияние на творчество целого ряда религиозных поэтов, мыслителей, вдохновляли композиторов и музыкантов. Их поэтические переводы на русский язык осуществляли Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Г. Р Державин, Ф. Н. Глинка, Т. Г. Шевченко, Н. М. Языкова. С. Хомяков и др.
   Среди европейских и русских композиторов, писавших музыку на тексты псалмов, были Г. Шютц, И. С. Бах, Д. С. Борт- нянский, М. И. Глинка, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, И. Брамс, К. Сен-Санс, Э. Григ, А. Шенберг, И. Ф. Стравинский и др.
   В XX в. к анализу псалмов обращались крупные западные философы. Так, американский психолог, культуролог, философ Э. Фромм в своей книге «Вы станете как Бог» попытался дать свою интерпретацию библейским псалмам. Он разделил их на две группы: в одних нет внутреннего конфликта и их общий настрой остается неизменным, а в других присутствует динамика внутренней смены состояния, совершается переход, например, от горя к радости. «Естьпсалмы, - утверждал Фромм, - которые можно понять, только наблюдая за “исполнителем”: он начинает с состояния отчаяния, затем преодолевает это состояние, но оно возвращается вновь. Он снова справляется с горем... И только тогда, когда отчаяние достигает апогея, вдруг, словно чудо, происходит поворот к просветленному, радостному настроению, полному веры и надежды. Прекрасный пример тому - 22-й стих, начинающийся словами: «Бог мой, Бог мой, зачем ты меня покинул?» Далее Фромм предлагает свой ответ на вопрос, почему Иисус перед смертью произнес именно эти слова, полные отчаяния. «Эти слова как бы противоречат его вере, его добровольному выбору смерти. А на деле никакого противоречия тут нет, просто в иудейской традиции способ цитирования псалмов отличается от христианской религии тем, что указание делается не на номер псалма, а на первое предложение или первые слова. Так, например, для толкования Евангелия следует сказать, что Иисус произнес псалом 22. И если вы его прочтете, то увидите, что он начинается словами отчаяния, а заканчивается в стиле гимна, с надеждой и как нельзя более ярко выражает универсалистское мессианское ожидание, характерное для раннего христианства».
   ◘ Лит.: Гилтебрандт П. А. Справочный и объяснительный словарь к Псалтири. - СПб., 1898; Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. - СПб., 1908; ШкуровВ. А. Своеобразие поэтики псалмов // Сообщения АНСССР.Т. 137, №3. 1990.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Псалмы" в других словарях:

  • псалмы — (греч. psalmói  хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики, восходят к царю Давиду (около 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к конце V  начале IV вв. до н. э. Вместе с… …   Энциклопедический словарь

  • Псалмы — [греч. древнеевр. название псалмов в совокупности tehillim, т. е. «хваления»; евр. назв. отдельного псалма, передаваемое греч. |/ctA.|i.6c;, mizmdr; термин «псалтирь» (греч. |/otA.Tfpiov) появляется впервые у Филона Александрийского как передача… …   Энциклопедия культурологии

  • ПСАЛМЫ — (греч. psalmoi хвалебная песня) песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • псалмы — (др. евр. – хваления), древнеиудейская лирика, вошедшая в состав Ветхого Завета Библии в рамках сборника из 150 текстов – Псалтири. Они создавались в 9–1 вв. до н. э., однако религиозная традиция приписывает авторство псалмов одному из… …   Литературная энциклопедия

  • Псалмы — Давидовы о написании их существует апокрифическое Сказаниео псалтири, како написася Давидом царем . По этому апокрифу Давид писалП., не зная откуда идет их разум : слова ему шептал ангел. Жабы, бывшиев болоте вблизи дворца царя, кричали во время… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Псалмы — Соломона апокрифический ветхозаветный сборник П., написаниекоторого относится ко времени подчинения Иудеи римскому владычеству (70 40 г. до Р. Хр.); дошедшие до нас рукописи П. Соломона написаны нагреческом яз., хотя первоначальный язык П.,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Псалмы — (греческое psalmoi хвалебная песнь), песнопения, составляющие Псалтырь; произведение религиозной иудейской лирики. Восходят к царю Давиду (около 1000 до нашей эры), в самостоятельную книгу окончательно сложились к концу 5 началу 4 вв. до нашей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Псалмы — Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… …   Википедия

  • Псалмы — Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири сборника духовных песнопений… …   Словарь библейских имен

  • Псалмы —         (от греч. palmos хвалебная песнь, первонач. бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до… …   Музыкальная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Псалмы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.